Цели и задачи социально-психологической службы:
Цель психологической службы в школе — обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
СПС в своей работе руководствуется:
- конституцией КР;
- конвенцией ООН о правах ребенка;
- нормативными документами МО КР;
- нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
- решениями органов Управления образования.
Деятельность СПС школы направлена на учащихся, педагогический состав, администрацию, на их социально-психологическую поддержку и обеспечение психического здоровья;
Сотрудники СПС (психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе) осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учреждениями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПС
- Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация; выявление проблем.
Задачи СПС:
- Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
- Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
- Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации;
- Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки учащимся и их родителям, педагогам и администрации школы;
- Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, обучаемости, социально-педагогической запущенностью;
- Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы.
Основные направления работы СПС
Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:
- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с учащимися проводится в групповой и индивидуальной форме.
Специалисты СПС осуществляют:
- проведение диагностического обследования с целью определения хода их психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
- изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми, сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.
Профилактическое направление
Задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей потребности знаний в области психологии, социологии, педагогики и желания использовать данные знания в работе с ребенком или в интересах собственного развития. Создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности подростка.
Коррекционно-развивающее направление
Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи СПС – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, помочь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, а также в развитии их способностей, и склонностей.
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. При этом специалисты СПС осуществляют:
- проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
- обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
- проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
- консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, организации школьной жизни, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей;
- социально-посредническую работа в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и т.д.
- консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Структура взаимодействия социально – психологической службы с различными социальными группами